Суббота, 04 Май 2024, 6:55:23
 
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Наш опрос
Быть сайту или не быть

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 24
Новости сайта
» 2006 » Июнь » 6 » Морские памятные даты
Морские памятные даты
История отечественного Военно-Морского Флота неотделима от героической истории нашей великой Родины. Вечную славу заслужили русские моряки блистательными победами над иноземными захватчиками, свершением выдающихся географических открытий.

Русские люди испокон веков слыли искусными мореплавателями. О дальних походах наших предков — восточных славян на Черном и Средиземном морях документально известно с начала VII в. И недаром во второй половине IX-X веках. Черное море называлось Русским. Древний водный путь "из варяг в греки" проходил через Господин Великий Новгород и стольный Киев-град.

Другой, освоенный русскими в XI в., великий торговый путь из Хвалынского (Каспийское) моря по Волге через Окско-Волжское междуречье доходил до Варяжского (Балтийское) моря, а по озерам и рекам Севера — до Белого и Студеного морей (Северный Ледовитый океан). Уже в XII в. отважные поморы вели промысел в Студеном море, с начала XV в. совершали плавания на Грумант (Шпицберген) и Новую Землю. Беспримерным морским походом Семена Дежнёва, который в 1648 г. впервые в мире прошел проливом, отделяющим Азию от Америки, и вышел на парусном коче в Тихий океан, было начато освоение северных берегов Восточной Сибири.

Создав регулярный флот, Россия времен Петра I в ходе Северной войны вернула себе выход в Балтийское море.

В героических сражениях и боях с иноземными флотами — турецким, шведским, английским, французским, датским, прусским, японским — Русские моряки из поколения в поколение неизменно проявляли отвагу и бесстрашие, высокую боевую выучку и самоотверженность. Они доблестно сражались в устье Невы, у Выборга и Гангута, у острова Тендра и мыса Калиакрия, у Чесмы, Афона и Наварина, штурмовали с моря крепость Корфу, высаживали победоносные десанты, наголову разгромили турецкий флот у Синопа, стойко обороняли родной Севастополь, Петропавловск-Камчатский и далекий Порт-Артур.

Отечественный флот воспитал немало талантливых командиров кораблей и флотоводцев, которые в боях с неприятелем на Балтийском, Средиземном и Черном морях создавали передовую морскую тактику. Бессмертны подвиги во славу Родины русских матросов, солдат и офицеров, которых вели в бой адмиралы Петр Михайлов (Петр I), Федор Апраксин, Григорий Спиридов, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Степан Макаров.

Вечно будут жить в памяти народной бои легендарных кораблей "Евстафия", "Азова", "Меркурия", "Варяга" и "Корейца", "Стерегущего", "Славы" и "Грома"...

Эти подвиги не случайны — Русские люди беззаветно любили Отчизну и ради нее всегда шли на самопожертвование. Безграничное мужество русских моряков стало символом верности флагу Родины.

Военные моряки России совершили множество дальних плаваний с научными целями. В историю великих географических открытий вошли 1-я Камчатская экспедиция (1725—30 гг.) Витуса Беринга и Алексея Чирикова и Великая Северная экспедиция (1733—43 гг.), первое кругосветное плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского (1803—06 гг.), Первая русская антарктическая экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819—21 гг.), а также плавания и открытия Василия Головкина, Федора Литке, Петра Пахтусова, Отто Коцебу, Геннадия Невельского, Степана Макарова и многих других русских мореплавателей.

Военные моряки активно участвовали в революционном движении. В декабре 1825 г. моряки Гвардейского экипажа во главе с капитан-лейтенантом Николаем Бестужевым вышли на Сенатскую площадь. В историю первой Русской революции вписаны имена восставших кораблей — броненосца "Потемкин", минного заградителя "Прут", крейсеров "Очаков" и "Память Азова", миноносца "Скорый".

В канун Великой Октябрьской социалистической революции большевики Центробалта и Центрофлота через свои организации на кораблях и в частях морских сил Рижского залива возглавили оборону Моонзунда. Революционные моряки Балтийского флота дали решительный отпор численно превосходящему германскому флоту и нанесли ему значительные потери. Смертельная угроза революционному Петрограду была отражена.

Во время Октябрьского вооруженного восстания 2-й Балтийский и Гвардейский экипажи выполняли боевые задания Военно-революционного комитета при Петроградском Совете. 25 октября (7 ноября) в Петроград для участия в вооруженном восстании прибыли 11 боевых кораблей, тысячи матросов-балтийцев. Выстрел крейсера "Аврора" (В древнеримской мифологии Аврора — богиня "утренней зари”, приносящая свет людям.) возвестил о начале новой эры в истории человечества — эры крушения капитализма и рождения нового, социалистического строя.

Октябрь положил начало истории Советского Военно-Морского Флота. 29 января (11 февраля) 1918 г. В. И. Ленин вслед за Декретом об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии подписал Декрет Совета Народных Комиссаров о создании Социалистического Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

Весной 1918 г. германские войска перешли в наступление на Псков, Нарву и Гдов, подняли голову белогвардейцы в Финляндии. Возникла угроза захвата флота. В феврале - мае 1918 г. в чрезвычайно сложной политической обстановке моряки Балтики совершили героический Ледовый поход — перевели из Гельсингфорса, Котки и Выборга в Кронштадт через льды Финского залалива 226 кораблей и судов. Спасенные корабли послужили основой для создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота и многочисленных речных и озерных флотилий, которые в годы гражданской войны оказали серьезную поддержку сухопутным войскам в разгроме белогвардейцев и интервентов. Кроме того, более 75 тыс. моряков сражались тогда в частях Красной Армии, показав образцы доблести и героизма.

После окончания гражданской войны наша партия и народ продолжали заботиться об укреплении обороны страны. В марте 1921 г. X съезд РКП (б) принял решение, направленное на возрождение и укрепление Военно-Морского Флота. Весной 1922 г. по призыву партии на флот пришли первые тысячи комсомольцев, а 16 октября того же года V Всероссийский съезд комсомола взял шефство над Военно-Морским Флотом.

С 1924 г. военные корабли, продолжая давнюю традицию русского флота, начали совершать дальние морские учебные походы. Во время зарубежных плаваний "Авроры", "Комсомольца" и других кораблей мир убедился, что Рабоче-Крестьянский Красный Флот крепнет год от года.

К 1928 г. восстановление флота в основном было завершено. Наступил период технической реконструкции. Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили приступить к строительству новых кораблей. Благодаря заботе партии и самоотверженному труду рабочих, инженеров и кораблестроителей флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, построенными на отечественных заводах по проектам, разработанным советскими конструкторами, достойными преемниками знаменитых русских ученых и изобретателей — М. В. Ломоносова, С. О. Макарова, А. С. Попова, А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и многих других.

В 30-е годы были сформированы новые флоты — Тихоокеанский и Северный. За годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находились в постройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным вооружением и хорошими мореходными качествами. Создавались военно-морские базы, береговая артиллерия и морская авиация. На флотах проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка личного состава. Достижения современной военной мысли нашли отражение во вновь изданных уставах Военно-Морского Флота.

В результате всенародной заботы Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в общей системе Советских Вооруженных Сил. Он включал Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Амурскую, Дунайскую, Каспийскую и Пинскую флотилии.

В состав флота входили 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 22 сторожевых корабля, 5 канонерских лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок, более 2,5 тыс. самолетов и 260 батарей береговой артиллерии.

Выдающиеся подвиги совершили военные моряки в годы Великой Отечественной войны. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских направлениях, в приозерных и речных районах. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, военные моряки активно участвовали в героической обороне Лиепаи и Таллина, полуострова Ханко и Моонзундских островов, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и Сталинграда, Северного Кавказа, Cоветского Заполярья. Около 500 тыс. краснофлотцев и командиров флота сражались на сухопутном фронте.

Флоты и флотилии уничтожили за годы войны около 1500 кораблей и судов противника. По водным путям было перевезено около 10 миллионов человек и более 100 миллионов тонн грузов (См.: Горшков С. Г. – “Морская мощь государства”. 2-е изд., доп. М. 1979. С. 206,).

Высадкой более 110 десантов, но общей численности равных тридцати дивизиям, мощной артиллерийской и авиационной поддержкой, надежным обеспечением внутренних и внешних морских коммуникаций Военно-Морской Флот содействовал войскам фронтов и армий в решении стоящих перед ними задач. Советские моряки участвовали в освобождении от гитлеровских оккупантов Прибалтики, Черноморского побережья, Печенги, северных областей Финляндии и Норвегии, Киева, Бобруйска, Братиславы, Праги, Будапешта, Белграда, Бены, о. Борнхольм, штурме Кенигсберга (Калининград) и Берлина.

Во время войны с империалистической Японией моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в освобождении Маньчжурии, Кореи, Курильских о-вов, Южного Сахалина, в овладении Порт-Артуром.

Большую роль в разгроме врага сыграли речные флотилии. Их корабли участвовали в форсировании Дуная, Днепра, Березины, Припяти, Западного Буга, Вислы, Одера, Шпрее, Амура, Уссури и других рек.

Моряки отличались беззаветной стойкостью и мужеством, смелостью, отвагой и высоким воинским мастерством. Во всех уголках страны с восхищением читали и слушали по радио о замечательных подвигах подводников, надводников, морских пехотинцев, береговых артиллеристов и летчиков морской авиации.

Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семеро из них — В. Н. Леонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Б. Ф. Сафонов, Н. Г. Степанян, Н. В. Челноков, А. О. Шабалин — удостоены этого высокого звания дважды.

За подвиги в минувшей войне стали гвардейскими и орденоносными подводные лодки, надводные корабли, соединения и части морской авиации и боевых катеров. Многие соединения и части флота получили почетные наименования в честь освобожденных ими городов. За мужество и героизм личного состава в боях и сражениях Великой Отечественной войны в 1945 г. Каспийская флотилия, а в 1965 г. Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты были награждены орденом Красного Знамени. Краснознаменный Балтийский флот получил эту награду во второй раз.

На совершенно новей основе развивался Военно-Морской Флот после Великой Отечественной войны. Достижения в ядерной энергетике позволили создать единый двигатель для надводного и подводного хода подводных лодок, ядерные энергетические установки значительно увеличили автономность надводных кораблей. Успехи в ракетостроении способствовали вооружению кораблей крылатыми и баллистическими ракетами. Появились самолеты морской авиации с вертикальным взлетом и посадкой, способные действовать в любом районе Мирового океана. Дальнейшее развитие получили морская артиллерия, торпедное, минное и противолодочное оружие, противоминные, радиотехнические, навигационные и гидроакустические средства, внедряются автоматизированные системы управления.

Современный Военно-Морской Флот, состоящий из атомных подводных и мощных надводных сил, морской ракетоносной авиации и мобильной морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск, способный решать не только оперативные, но и стратегические задачи, бдительно несет вахту в Мировом океане, защищая интересы своей Родины.

Цель данного справочника дать читателю в хронологической последовательности краткие сведения о наиболее важных событиях из истории отечественного Военно-Морского Флота. Одним из входов в справочник может служить текст в оглавлении (cодержании), поясняющий его основные разделы.

Географические названия в основном употребляются в том написании, которое было принято в рассматриваемый исторический период. В случае их изменения в скобках даются современные названия. В некоторых случаях при фамилиях не указаны инициалы. Это вызвано тем, что установить их автору не представилось возможным.

Все даты до 14.2 1918 г. даны по старому стилю, а с 14.2 1918 г. — по новому стилю. Для перевода на новый стиль нужно прибавлять к датам IX в. — 4 суток, X в. — 5, XII и XIII вв. — 7, XIV в. — 8, XV в. — 9, XVI и XVII вв. —10, XVIII в. —11, XIX в. —12, начала XX в. — 13 суток. В заголовках статей, охватывающих период от Февральской революции (27.2 1917 г.) до 14 (1 по старому стилю) февраля 1918 г., даты приведены по старому и новому стилю.

Доктор исторических наук
Г.А. АММОН
Под редакцией
Героя Советского Союза
Адмирала
В.Н. АЛЕКСЕЕВА

Просмотров: 2102 | Добавил: rota35 | Дата:
Всего комментариев: 2
2 вера  
0
Сегодня — это первый день из тех, что у тебя остались.

1 Алёна  
0
Маленькая рыбка лучше большого таракана.

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь новостей
«  Июнь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Форма входа
Друзья сайта
Домашняя страничка пингвина Rambler's Top100
Статистика